Очень часто родители ребёнка с заиканием обращаются за первой помощью к логопеду. Это очень правильно и необходимо. Однако, нередко за этим состоянием скрываются некоторые заболевания, которыми должен заниматься детский невролог. Как правило эти болезни связаны с органическим поражением нервной системы (например, дистония) и требуют совершенно другого лечения и диагностики. Поэтому дети с заиканиями обязательно должны быть осмотрены детским неврологом для проведения дифференциальной диагностики. Также неврологи делают медикаментозные назначения, которые могут значительно ускорить процесс оздоровления речи ребенка. 

Прежде всего, остановимся на таком расстройстве речи, как ЗАИКАНИЕ.

Заикание (логоневроз) — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднение в устном общении.

Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием -  повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов — это уже заикание. В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни.

У детей чаще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда ребёнок внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить.

В речи ребенка, страдающего заиканием, наблюдается повторение отдельных слогов, звуков, вынужденные остановки. Это возникает из-за пароксизмального сокращения мышц речевого аппарата, которые могут быть:

  • тонические (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи)

  • клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова)

  • тонико-клонические

  
Различают заикания по течению: 

  • Постоянное — заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.

  • Волнообразное — заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.

  • Возвратное (рецидивирующее) — дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

 

Виды заикания по клиническим формам 

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Неврозоподобная форма подразумевает неврологический дефект. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, поздно начинают говорить, развиваются медленнее сверстников.

При невротической форме заикания происходит нормальное или раннее речевое и моторное развитие, отсутствуют неврологические нарушения. Запинки возникают на фоне стресса. Выраженность невротического заикания зависит от функционального состояния: в спокойной обстановке дети говорят нормально, но при стрессе не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 6 лет. В это время у ребёнка максимально активно формируется фразовая речь, а значит именно речевая функция становится наиболее уязвимой областью психики. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

Причины заикания:

Главной причиной является наследственная предрасположенность, а психотравмирующая ситуация может наслаиваться.

 

Имеет значение «плохая» обстановка в семье: ссоры родителей, суровое отношение к ребенку, непоследовательность в воспитании старших членов семьи.

 

Отставание в речевом развитии и бурное развитие речи.

  • Бывает, что ребенок подражает речи окружающих, стремится высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и тоже начинает заикаться. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь.

  • Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы.

  • Проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы.

  • Заикание может быть вызвано сильным психоэмоциональным потрясением.

 

  • Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту.

  • Заикание учащается при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей, в период роста зубов и в переходном возрасте. 

 

Хронические заболевания не являются причиной развития нарушений речи, но могут усилить уже существующие. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания.

Лечение заикания:

Любые нарушения речи, в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

Лечение заикания есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

Прежде всего, необходимо определить тип заикания — от этого будет зависеть, что делать дальше.
Обычно приходится работать сразу нескольким специалистам: неврологу, логопеду, психологу, использовать традиционные методы лечения и нетрадиционные.
Чаще всего при стрессе, болезнях некоторые мышцы спазмируются и остаются в таком состоянии длительно. Напрягаются они и во время негативных эмоций. Напряжение накапливается, и возникают так называемые миофасциальные образования — уплотненные участки мышечной ткани, которые создают помехи в передаче нервного импульса. В данной ситуации может помочь остеопатия, благодаря которой восстанавливается нервная регуляция речи.

В лечении заикания необходима помощь психолога, который поможет найти травмирующее обстоятельство и помочь преодолеть его.

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Логопед проводит артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, дыхательные упражнения. Ребенок тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей с использованием компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство.

Медикаментозное лечение зависит от причины, формы и тяжести заболевания.

Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание.

  • Наследственный фактор: дети, имеющие в родне заикающихся лиц и дети, имеющие в своем окружении людей с заиканием;

  • Дети с тревожными чертами характера или наблюдающие конфликтные ситуации в семье;

  • Дети с задержкой речевого развития в возрасте от 3-6 лет;

  • Дети с ранним ускоренным речевым развитием, когда предъявляются непосильные для ребенка требования и происходят информационные перегрузки;

  • Дети с двуязычием: раннее изучение двух и более языков провоцирует снижение адаптивных возможностей центральной нервной системы;

  • Социально депривированные дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и телевизором, так как это источник информационной перегрузки нервной системы.

 

Несколько простых правил родителям, соблюдение которых должно помочь ребенку преодолеть заикание:

  • сохранять зрительный контакт с малышом, когда ему трудно говорить;

  • не перебивать и давать самостоятельно заканчивать свою речь;

  • следить за собственным темпом речи, говорить более медленно и останавливаться после каждого вопроса;

  • сократить количество задаваемых ребенку вопросов, чтобы снизить у него чувство давления;

  • в диалоге с ребенком строить короткие и простые предложения;

  • не делать ему привилегии в связи с заиканием, он так же, как и все, должен подчиняться правилам в семье и быть дисциплинированным;

  • пересмотреть образ жизни семьи. Он не должен быть хаотичным и суетливым;

  • следить за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался и не слишком уставал;

  • не рассматривать заикание как проблему, ведь тревоги родителей дети отлично перехватывают, и это начинает их угнетать и мешать лечению.

Клиника "Медицинская помощь детям и взрослым"

Мы – частная клиника, в которой на первом месте стоят интересы пациента, на втором интересы персонала, на третьем интересы собственного бизнеса.

© 2001 - 2016 Клиника “Медицинская помощь детям и взрослым”